СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
16.10.2025
«Адаптация ребенка к детскому саду: рекомендации родителям»
14.11.2025
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.
Что такое адаптация?
Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа,
знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое
место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и
кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей,
которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно
слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется
детский сад….
⠀Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок
находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней,
должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность
приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически
всех систем детского организма.
Адаптация
ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими
явлениями:
- происходит регресс навыков (ребёнок временно
«забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
- ухудшается сон и аппетит;
- ребёнок выглядит подавленным, вялым,
заторможенным;
- частые
капризы, истерики по любому поводу.
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются
сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют.
Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма
ребёнка.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким
образом, организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается
к новым условиям.
Степени адаптации
Различают
лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью
адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут
характерны следующие показатели:
1. Сон: ребёнок спокойно спит
во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает
снова.
2. Аппетит:
хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
3. Эмоциональное состояние:
ровное, спокойное.
4. Поведение: без
слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя
игрой.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт
на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи,
включается в игру со сверстниками.
Даже при
лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна
и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца.
Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих
перерывов.
Об адаптации
средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
1. Сон: ребёнок
временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
2. Аппетит: может
отказываться от некоторых блюд, ест мало.
3. Эмоциональное состояние: часто
плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять
себя игрой, но на непродолжительное время.
4. Поведение: с
трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса
к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации
может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе.
Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно
судить по следующим показателям:
1. Сон: ребёнок не спит в
тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
2. Аппетит:
пониженный, может отказываться от приёма пищи.
3. Эмоциональное состояние: подавленное,
ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
4. Поведение: после
ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время
сидеть в раздевалке.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: на
контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по
стабилизации всех показателей.
Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько
этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка
к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и
постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он
часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок
начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но
по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш
только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и
отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается,
ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня,
спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется,
физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от
индивидуальных особенностей малыша.
Влияние различных факторов на адаптацию
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению,
влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Возраст ребёнка
Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка
в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни
принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители
отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
2. Состояние здоровья
Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети,
имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические
заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться,
пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без
тяжелых последствий.
3. Уровень развития умений и навыков
К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми
умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично
сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело
привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может
затянуться.
4. Уровень социализации
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом
детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому
саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска
инфекционных заболеваний.
Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие
посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в
детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в
группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе
необходимо остаться с ним дома.
Правило 7. Родителям необходимо предупреждать
воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и
склонностях.
Правило 8. Забирая малыша, домой, обязательно
поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Соблюдая все эти правила, родители
значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
Советы психолога
·
К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.
·
Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском
учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
·
Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от
психологической установки родителей.
·
Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания.
Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё
не умеет делать.
·
Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.
·
Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к
садичным. Даже во время выходных и праздников.
·
Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди,
которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20
таких же мам и пап.
·
В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных
стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка.
Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
·
Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.
Педагог-психолог
МКДОУ детский сад № 25:
Н.А. Донченко